Версия для слабовидящих

 
 
ПОРЯДОК СУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. КАНСКА
 
 
     Нормативные правовые акты администрации г. Канска могут быть обжалованы как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд Красноярского края. Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.
     Обжалование нормативных правовых актов в суд общей юрисдикции
     Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления, или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
     Нормативные правовые акты администрации г. Канска, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций, обжалуются в Канский городской суд(п. 2 ч. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
     Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.
     Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления города Канска, должностных лиц, муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
     Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
     К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
     Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
     Решение Канского городского суда по оспариванию нормативного правового акта может быть в течение десяти дней обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд. Обжалование в надзорном порядке производится в Красноярский краевой суд в срок до шести месяцев, исчисляемый со дня следующего за днем вступления в силу судебного акта.
     Обжалование нормативных правовых актов в арбитражный суд Статьёй 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражные суды рассматривают дела связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 
     Таким образом, под контроль арбитражного суда попадают только нормативные правовые акты ниже уровня федерального закона - нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления при условии, что:
     1. проверка таких актов осуществляется на предмет их соответствия федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (за исключением Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ); 
     2. такие акты затрагивают интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 
     3. проверка таких актов федеральным законом прямо отнесена к компетенции арбитражного суда. 
     Подача заявления в арбитражный суд об оспаривании нормативного правового акта регулируется статьями 125, 126, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     (Извлечения из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
 
     Статья 125. Форма и содержание искового заявления
 
     1. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем.
     2. В исковом заявлении должны быть указаны:
     1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 
     3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
     4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
     5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
     6) цена иска если иск подлежит оценке;
     7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
     8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
     9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
     10) перечень прилагаемых документов
     В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
     3. Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

     Статья 126. Документы, прилагаемые к исковому заявлению

     К исковому заявлению прилагаются:
     1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
    2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
     3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
     4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
     5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
     6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
     7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
     8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

     Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

     1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
     В заявлении должны быть также указаны:
     1) наименование органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
     2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативно правовом акте;
     3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
     4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
     5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
     6) перечень предлагаемых документов.
     2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящегоКодекса Российской Федерации, а также текст оспариваемого нормативно правового акта.
     3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.