Размер шрифта: Р  Р  Р Цвета сайта:  Ц  Ц  Ц  Ц  Ц Поиск по сайту Обычная версия

Сайт Администрации г.Канска размещен на новой платформе, по новому адресу: https://kansk-adm.gosuslugi.ru/                                     В настоящее время новый сайт находится в стадии наполнения.

Мемориальный комплекс "Землянка"

ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В МЕМОРИАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ГОРОДА КАНСКА

О.О Петухова, МБУК «Канский краеведческий музей»,

заведующая  художественным отделом

 

   Мемориальные скульптуры, память о Великой Отечественной войне, о подвиге наших земляков, установленные в Канске, известны в городе, они посещаемы жителями Канска, но недостаточно изучены с точки культурного наследия и сохранения исторической памяти. В памятниках героям войны содержатся образные исторические сообщения последующим поколениям о событиях прошлого, и общечеловеческие, христианские ценности, такие как доброта, милосердие.  Памятью о прошлом, милосердием, добротой проникнуты многие произведения красноярского скульптора Юрия Ишханова.

   Юрий Ишханов, автор мемориала «Землянка», установленного в городе Канске по эскизу и проекту знаменитого скульптора.

   9 мая 1975 года на митинге трудящихся в сосновом бору на правобережье в районе ремзавода торжественно открыт ансамбль (мемориальный комплекс) в честь воинов города Канска, ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Канским военкоматом было призвано более 20 тыс. человек рядового и сержантского состава, и около тысячи человек офицеров. (данные Канского краеведческого музея)

   Юрий Павлович Ишханов  (1929 - 2009 гг) - народный художник Российской Федерации, почетный гражданин города Красноярска, академик, профессор, известный сибирский скульптор монументалист, автор значимых мемориальных композиций, был также организатором художественных процессов в Сибири.

   В изобразительном искусстве на протяжении нескольких десятилетий тема Великой Отечественной войны не утратила актуальности. Вторая половина XX века для России ценой несчастья и  жертв победившей в войне, стала периодом осмыслением её  не только радостных результатов, а горьких утрат. В неё пристально вглядывались всё новые и новые поколения художников, сначала те, кто пережил войну, потом их дети.

      Образ войны в искусстве в той или иной степени содержит один из самых древних и сильных архетипов. С ним неразрывно связанные другие архетипические понятия: герой, смерть, враг. В основе архетипа войны противостояние, враждебность двух начал, разрушение мирного уклада жизни и самой жизни человека, хаос. В этом смысле прослеживается трагическая линия, которая в военной теме советских художников символизирует предстоящую боль утрат, в ней прослеживаются религиозные прототипы, такие как «Пьета», «Снятие с креста».

    В произведении Юрия Ишханова мы видим как раз образ  мирной жизни, уже нарушенный начавшейся войной.

   В  годы войны юный Ишханов работал в городе Грозном, в драматическом театре помощником художника. В 1945 году поступил в артиллерийское училище в Ереване. Однако, из-за проблем со здоровьем военная карьера не состоялась. В 1945 году обретение первых навыков скульптурного мастерства было прервано тяжёлыми событиями: в паспорте юноши отсутствует прописка, что было недопустимо для строгих порядков послевоенного времени. Но трудности не помешали будущему скульптору в тяжелые послевоенные годы окончить художественное училище в Ростове.

   Юрий Ишханов создал целый ряд самобытных и сильных образов в одном из самых сложных видов ваяния - мемориальных памятниках. Каждый скульптурный монумент призван напоминать о великих людях или увековечивать то или иное событие. Высокая эпическая традиция создания мемориального памятника в отечественной культуре сложилась во времена классицизма.

   Как рождается художественное произведение? Сначала то была идея, появившаяся в душе художника, в процессе созревания творческого замысла она принимает форму предварительных зарисовок, эскизов, шаг за шагом приближающихся  к превращению  из идеального в материальное. Первоначальный эскиз будущего мемориала «Землянка» был выполнен художником из гипса в 1973 году.

   Идея получает  окончательное воплощение в материале - в бетоне металле и камне и уже самостоятельно живёт во времени и пространстве, обретает свою собственную судьбу.

   В городе Канске в разное время установлены разные по содержанию, смысловой наполненности  памятники Победы.

Приведём некоторые отличия мемориальных комплексов в Канске.

   Композиционное решение, сам образ мемориального комплекса «Землянка» направлен на эмоциональное переживание, в сравнении с мемориальным комплексом «Победа», недавно отреставрированный в центре города Канске. «Землянка» уединённее, камернее. Второй комплекс отличается большей торжественностью, протяжённостью в открытом пространстве, не слишком высокий.

   Отличаются мемориальные комплексы и выбором расположения в городе - центр города, достаточно проходное место, заметное и просматриваемое с разных точек. И смещённый вглубь, в стороне от центральных проходных улиц, мемориал воинам ушедшим на фронт, красноярского скульптора советской эпохи.

         Вот как описывается скульптурное произведение, установленное в Канске: « В сосновом бору в центре мемориала на постаменте - символическое сооружение в виде двух фигурной скульптуры солдата и девочки - символ преемственности и единства поколений».

   Стоит отметить, что внимание привлекает фигура сидящего солдата, обнимающего хрупкую девочку.  В образе бойца нет подчёркнутого героизма и пафоса, столь свойственного в изображении военной темы отечественному искусству. Солдат выступает не в образе героя, а в образе отца защитника. Именно в этой сюжетной линии можно провести параллели со скульптурой  Микеланджело «Пьета», означающей «сострадание», где присутствует образ матери и сына,  в канском мемориале - отца и дочери или девочки и старшего взрослого и сильного брата. Оба наполнены символами родственной любви и переживанием. Оба произведения выполнены по законам гармонии, образы эстетичные красивые, вызывающие светлые чувства. Если «Пьета» обозначает сострадание, то абстрактное существительное, определяющее основной смысл, скульптурной композиции «Землянка», это доброта. Причём доброта, на какую способен взрослый мужчина по отношению к созданию слабому – маленькой девочке.

    Прослеживается тема расставания. В символическом образе солдата и девочки метафора силы и слабости, отца и дочери. Фигура  девочки и солдата слегка наклонены друг другу, солдат изображён в гимнастёрке, плаще, кирзовых сапогах; девочка босая, в легком платьице, что подчёркивать хрупкость и незащищенность ребёнка. Лица, взгляды фигур, обращены в пространство перед собой. Казалось бы, они видят настоящее, предчувствует  будущее. Фигура солдата намного крупнее: мощный мужественный образ сибирского бойца. Воин – русский богатырь.

   Крупная ладонь солдата опирается на камень, на котором воин изображен сидящим, готовый вот-вот подняться, отпустить девочку, и отправиться на фронт. Плащ, накинутый на плечи, словно развевается по ветру. Лицо солдата с красивыми мужественными чертами, волевым подбородком выражает сосредоточенность и спокойствие. Более эмоциональна фигура и лицо девочки, она прижимается к  плечу взрослого. Лицо серьёзное, немного растерянное, сложенные на груди руки, весь образ ребенка -  молчаливая просьба спасти и уберечь от горя. Своим плащом воин укрывает девочку, в этом понимается символ -  стремление взрослого  прикрыть, уберечь ребёнка от бед.

    Нейтральный цвет  композиции не отвлекает от смысла, органично вписываются в окружающую среду.

   Мемориал «Землянка» благодаря своему уединенному расположению располагает к задумчивому всматриванию, неспешным прогулкам, воспоминаниям или представлениям о тех тяжелых года в жизни нашего народа. Это память о воинах, ушедших из Канска на фронт.

   Нельзя не отметить героический характер образа солдата, образ мужественный,  устремленный вперед. Особо хочется подчеркнуть, насколько мастерски в монументальном ансамбле решена проблема постамента.

   Основание гранитных рельефов ограничивает памятник от обыденности, переводя его в иную реальность. И в тоже масштабность постамента и человеческого восприятия связывает образ  с архитектурной  средой окружающей жизнью, со зрителем - он выше человеческого роста, торжественен, что дает ощущение возвышенности.  Единым целым с моментальным ансамблем создаёт природа. Мемориал установлен среди сосен, окружение напоминает сибирский лес.

   Неслучайно памятник установлен в том месте, где формировались воинские подразделения, где будущие солдаты проживали в землянках, ожидая отправления на фронт.

   Милосе́рдие (в обыденном понимании: мило, доброе сердце). Это одна из важнейших христианских добродетелей. Любовь к ближнему  неразрывно связана с заповедью любви к Богу. 

   Через скульптурное произведение художник передал будущим поколениям непреходящие ценности – любовь к ближним, доброту, желание защитить, заботу и защиту слабых сильными, ответственность за детей и жизнь будущих поколений.

   Мемория - память.  Память о воинах защитниках, ушедших на фронт, увековечена в художественном образе мемориала «Землянка», отзываясь сильными чувствами  каждого русского человека, кто хранит эту память в своём сердце.

 

Библиографический список:

1. Москалюк М. В. Скульптор Юрий Ишханов, Красноярск -  2009

2.  Образ современника, материалы научно-практической конференции, Красноярск - 2014. С.67-71

3. Полный православный богословский энциклопедический словарь, СПБ -2013
 

 

Образование Культура Противодействие коррупции Канский городской совет депутатов 

 

 

Строительство и ЖКХ Молодежная политика и спорт Управление муниципальным имуществом Контрольно - счетная комиссия
Экономическое развитие  Архитектура  Финансовая политика Муниципальные услуги 
Вниманию некоммерческих организаций Канский городской архив Труд и занятость Электронная приемная 
Информация для работодателей К сведению организаций и ИП Комиссия по делам несовершеннолетних  Центр занятости населения
Безопасность Неформальная занятость  Средства массовой информации Муниципальные программы